Творческая лаборатория

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Растём и учимся, играя!»

 “Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». (В.А. Сухомлинский)

Что наша жизнь? Игра! Игра сопровождает человека с древних времен, является главным занятием детей и основой их развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он – активное существо и ему присуща любознательность. Игра — это открытая дверь в мир ребенка. Что дает детям игра?

Игра дает свободу: ребёнок играет с удовольствием, без принуждения, сам! Уже в три года малыш пресекает попытки мамы помочь ему: «Я сам!». В игре он раскрывается, как цветок навстречу солнцу, и в это время можно вдохнуть в него добрые истины. Ребенок растет и развивается, играя.

Есть разные игры: игры для детей, для взрослых, для девочек, для мальчиков. И только одной мудрой игре все возрасты покорны. Да, это – шахматы! Шахматы — игра древняя и всегда современная. В шахматы можно играть везде, в любое время года и не надо дорогостоящих сооружений. Шахматы — это игра и искусство, творчество и рефлексия.

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным, доброжелательным. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, анализируют, делают выводы, принимают решение.

Шахматы — это средство воспитания, обучения, диагностики и коррекции личности, ее индивидуальных свойств и качеств. Шахматы являются универсальной развивающей игрой. Исследованиями установлено, что скорость интеллектуальной реакции у ребят-шахматистов выше на 40%, чем у неиграющих в шахматы.

По моим наблюдениям, если ребенок рано приобщен к прекрасному миру шахмат, он лучше успевает в школе, более самостоятелен и дисциплинирован. Жизнь показывает: наши дети-шахматисты не только хорошо учатся, но и побеждают в предметных олимпиадах, поступают в высшие учебные заведения и успешно там учатся. Опыт моей работы показывает, что дети через несколько месяцев занятий шахматами начинают логически грамотно строить свою речь и гораздо более развернуто рассуждать (и не только на шахматные темы).

Игра ребенка в шахматы может о нем поведать многое. Более того, наблюдая за партиями своих учеников, я, как педагог, могу совершить столько открытий о личностях детей, которые могут не произойти и за все время пребывания ребят в школе.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, а это обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие!

Использую шахматы, как универсальный инструмент развития личности ребёнка. И ресурсы эти неисчерпаемы, как и сама шахматная игра!

А как же заинтересовать детей заниматься шахматами?

Помню, в детстве мы с братиком периодически отмечали карандашиком на стене свой рост и были просто счастливы, когда подрастали на несколько сантиметров: «Папа, мама, я расту!».

Поэтому я стараюсь зажечь искорку интереса к шахматам у детей. «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» (Ф. Рабле). Строю свои занятия так, чтобы у каждого юного шахматиста были новые открытия, успех и радость победы!

Лучшая награда в открытиях — радость, в неудачах — опыт. И то и другое равно необходимы ребенку. Дети должны испытывать удовольствие от мыслительной деятельности, равно как физическое удовольствие от купания, например. Всегда радуюсь каждой маленькой победе своих ребятишек: «А ты растёшь, молодец!».

Стараюсь найти тропочку к сердцу ребенка через радость детей малейшему успеху, через мое личное участие и интерес к самым разным сторонам жизни ребенка, особенно когда ребенок ждет поддержки, понимания. Подобное участие приносило удивительные плоды: снималась неуверенность детей, страх ошибиться, они раскрывались.

Девиз шахматистов: «Gens una sumus» – «Мы одна семья». Действительно, я и мои воспитанники – мы вместе занимаемся любимым делом. Я учу их, они – меня. «Уча других, мы учимся сами» (Сенека). У детей можно поучиться, как минимум, трём вещам: любознательности, умению радоваться и не скучать. Использую шахматную игру, как средство для построения взаимоотношений «педагог — ученик», «субъект — субъект», когда каждый познает себя, окружающий мир, психологию партнера, учится конструктивно мыслить и предлагать решения. Я помогаю детям обрести смысл и умение выбирать знания, осваивать и применять их на практике, анализировать полученные результаты. В нашей шахматной «школе радости» мы вместе растём и учимся, играя. Играя в шахматы!

Выступление на ежегодной конференции работников образования 28-29 августа 2012 г. в городе Вятские Поляны

 Тема: «Шахматы – инструмент повышения качества образования детей».

 Что наша жизнь? Игра! Ребенок растет и развивается, играя. Есть разные игры: игры для детей, для взрослых, для девочек, для мальчиков. И только одной игре все возрасты покорны. Да, это – шахматы! Они являются универсальной развивающей игрой. Исследованиями установлено, что скорость интеллектуальной реакции у ребят-шахматистов выше на 40%, чем у неиграющих в шахматы.

По моим наблюдениям, если ребенок рано приобщен к прекрасному миру шахмат, он лучше успевает в школе, более самостоятелен и дисциплинирован. Жизнь показывает: наши дети-шахматисты не только хорошо учатся, но и побеждают в предметных олимпиадах, поступают в высшие учебные заведения и успешно там учатся. Из своей практики могу привести пример. Все 15 моих бывших воспитанников, с кем я поддерживаю связь, успешно закончили различные ВУЗы, удачно трудоустроились и являются успешными и порядочными людьми. И всё это благодаря шахматам.

Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс – процесс действий в уме. Мои шахматисты это хорошо умеют делать. Поэтому шахматы в начальной школе являются идеальной моделью для успешного развития этих способностей. А без умения совершать действия в уме невозможно качественное образование.

Опыт моей работы показывает, что дети через несколько месяцев занятий шахматами начинают логически грамотно строить свою речь и гораздо более развернуто рассуждать (и не только на шахматные темы), а это также очень важно для качественного образования в школе.

В целях повышения качества образования мы применяем также  компьютерные технологии, которые по сравнению с традиционными методами имеют ряд преимуществ:

  • позволяют приспособить компьютер к индивидуальным особенностям ребенка (принцип адаптивности);
  • в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения (принцип управляемости);
  • ИКТ обладает способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог (принцип интерактивности и диалогового характера обучения);
  • поддержание у ребенка состояния психологического комфорта и радости при общении с компьютером и установки на успех;
  • создание информационно-аналитической базы каждого ученика и мониторинга;

«Gens una sumus». Это древнее латинское изречение гласит: «Мы одна семья», и дело у нас общее – повышение качества образования. У нас в шахматном клубе занимаются дети с 4-5 до 18 лет. Поэтому, реализуя сетевое взаимодействие, обращаюсь к руководителям и педагогам средних и начальных школ и детских садов с предложением провести шахматные игровые и видео-презентации с использованием ноутбука для детей в детских садах и школах (например, один раз в неделю), чтобы разжечь искорку интереса к шахматам у детей.

Таким образом, шахматы являются универсальным инструментом сетевого взаимодействия и повышения качества образования детей. И ресурсы эти неисчерпаемы, как и сама шахматная игра!

 

Добавить комментарий