Родителям, педагогам

Уважаемые Родители!

 Нужны ли индивидуальные занятия с тренером?

Многие родители считают, что обучая ребёнка играть в шахматы, занимаясь индивидуально с тренером, их ребёнок станет за короткое время мастером спорта, а может быть даже гроссмейстером. Это не всегда так.
Если ваш ребёнок увлечён шахматами, выполняет домашнее задание в объёме большем, чем было задано, приходя домой после сыгранной партии, берёт шахматы и пытается её проанализировать, а Вы готовы пожертвовать чем-то ради занятий шахматами, то индивидуальные занятия с тренером-педагогом целесообразны.
Если нет, то пусть ваш ребёнок посещает шахматные занятия в кружке, секции, шахматном клубе, но не требуйте от него пока каких-то высоких результатов. Ведь есть такие дети, которые приходят в шахматный клуб не только для обучения шахматной игре, но и для общения, которого им, возможно, не хватает в обычной жизни. Может быть, вашему ребёнку хорошо в данном коллективе, так как здесь к нему относятся с добротой и уважением. А результаты? Результаты обязательно будут, но не так быстро, как вы думаете.
В нашем клубе многие дети хотят достичь для себя каких-то высоких результатов, но при этом занимаются шахматами недостаточно. Играть в шахматы они готовы, правда, даже и здесь не все. Причины нежелания играть бывают разные: боязнь проиграть и понизить свой рейтинг (хотя дома, я надеюсь, их за проигрыш никто не ругает), боязнь играть с более сильными соперниками, имеющими более высокие разряды или рейтинги. Чтобы преодолеть этот психологический барьер, нужен тренер-педагог.

Самостоятельная работа дома.
Мне нередко приходится напоминать ребятам о необходимости самостоятельной работы над шахматами. Это касается не только детей, имеющих 3-4 разряды, но также и детей, имеющих 1-2 разряды. Пока я контролирую выполнение самостоятельных заданий, дети их выполняют. Но стоит только ослабить внимание – самостоятельная работа над шахматами прекращается. Для того, чтобы были высокие результаты, нужно постоянно совершенствоваться, расти над собой и двигаться вперед. В основе совершенствования лежит самостоятельная работа.
Детям, которые занимаются дома шахматами самостоятельно, я стараюсь помочь в первую очередь, объясняю, над чем и как работать в данный период времени.
Но что делать родителям, у которых дети пока не умеют заниматься самостоятельно? Им нужна ваша психоэмоциональная поддержка и внимание. Сначала вместе с ребёнком надо решить, чего вы хотите достигнуть, занимаясь шахматами, какой разряд по шахматам он хочет выполнить. И когда вместе с ним вы достигнете поставленной цели, ставьте другую цель и так далее. Начинать следует с малой цели, а стремиться к большой и никогда не останавливаться на достигнутом.

Рейтинг.
Есть родители, которые следят за изменением рейтинга своего ребёнка, и это неплохо. Но при этом никогда не следует сравнивать своего ребёнка с другими. Да, рейтинг может понизиться или повыситься, и к этому надо относиться спокойно. Придавать серьёзное значение этому не следует. Пусть ваши дети не боятся проиграть и потерять рейтинг. Если этот страх присутствует, ребёнок не сможет играть хорошо. В конце концов, он может перестать заниматься шахматами, так и не раскрывшись до конца. Не нужно создавать для него комплекс под названием «рейтинг».

Повышение разряда.
Когда ваши дети приходят обучаться шахматам, то уровень начальных знаний у всех разный. В течение учебного года они получают информацию о шахматной игре и её правилах, выполняют домашние задания и участвуют в соревнованиях. В это время кто-то из ребят начинает показывать хорошие результаты и даже выполняет начальный 4 разряд. И вот этот ребёнок, который стал сильнейшим среди начинающих, начинает играть с ребятами, которые тоже имеют 4 разряд, но у них больше знаний и опыта игры на этом уровне. Ваш ребёнок, оказавшись среди таких детей, начинает показывать результаты не такие хорошие, как были раньше. И это закономерно. Но родители не понимают, что происходит. Он же был лучшим. А то, что у ребёнка для нового этапа ещё не хватает знаний и опыта, родители не догадываются. Проходит время, ребёнок получает и усваивает новую информацию по шахматам, у него накапливается опыт игры с ребятами, имеющими 4 и 3 разряды, он занимается самостоятельно: решает задачи, этюды, позиции, читает шахматные книги. И вот он опять – сильнейший. Он выполняет 3 разряд. И что же дальше? А дальше то же самое. Переходя на следующий уровень, у него, возможно, будут неудачи, а потом по накоплению опыта и знаний, вновь появятся результаты. Успехи будут не всегда. И это нормально.
Уважаемые родители, вам надо помогать вашим детям, не торопить их, а терпеливо ждать, когда наступит очередной успех, а он обязательно придет!
Давайте будем ребёнка не ругать, а ЛЮБИТЬ, даже если он не станет великим шахматистом и чемпионом.
В нашем шахматном клубе пока нет мастеров и гроссмейстеров, но у нас в жизнь  выходят умные, добрые, самостоятельные и отзывчивые ребята.

Советы родителям.

Безусловно, понимать ребёнка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольства действиями ребёнка не должно быть систематическими, иначе оно перерастёт в непринятие его.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!».

   Если ребёнку трудно, и он готов принять помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте сделать ему самому.
2. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.

   Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, не о его поведении.
Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.

  Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

  Правило первое:
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
Правило второе:
Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Правило третье:
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Правило четвёртое:
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Правило пятое:
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Правило шестое:
Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Потребности человека, в том числе ребёнка.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, в учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него.

 Чтобы не допускать глубокого разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

Давайте, ещё раз посмотрим, как мы можем это делать.
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется сам.
5. Помогать ему, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой.
Я рад тебя видеть.
Хорошо, что ты пришёл.
Мне нравится, как ты…
Я по тебе соскучился.
Давай (посидим, поделаем…) вместе.
Ты, конечно, справишься.
Как хорошо, что ты у нас есть.
Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше 8-ми раз в день.

УДАЧИ ВАМ И ДУШЕВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!

Потерять ребёнка очень легко: потерять в собственном доме…

А как уберечь, как вывести на жизненную дорогу?..
Как помочь стать счастливым?..

 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПОНИМАЮЩИЙ МИР!

 СЕЙЧАС ВЫ УЗНАЕТЕ,

 КАК ДЕТИ ДЕЛАЮТСЯ ХОРОШИМИ,

 НЕСМОТРЯ НА ВОСПИТАНИЕ,

 И КАК ВЫРАСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ.

 ХВАЛИТЕ ЗА ТО, ЧТО БУДЕТ.

Маленький сын смотрит, как отец взбирается по стремянке, чтобы покрасить окно. Мать говорит ему:
— Вот вырастешь, будешь сильным, ловким, сможешь папе помогать.
— А разве он не закончит к тому времени?

Вы это уже умеете. Нужно только осознать это умение и развить. Вы хорошо помните случаи, когда это у вас получалось, и навек благодарны тем, кто в своё время поступал с вами так же.
Вы умеет одобрить заранее – внушить человеку веру. Поддержать, одобрить в трудную минуту или в предвидении новых трудностей и страданий – вы уже знаете, как это делается, вы понимаете это интуитивно… У вас есть для этого и внимательность, и умение вжиться, и способность к импровизации, и, конечно же, доброта…
Супруги, родители! Воспитатели, педагоги! Начальники большие и маленькие! Подчинённые абсолютные и относительные! Полиция! Влюблённые!
Всем, всем, всем!
Владеющий этим, даже если безграмотен и неумел во всём прочем, творит чудеса. Это ключ к человеку. К маленькому, растущему – наипервейший, необходимейший.
И ведь мы действительно это отчасти чувствуем и отчасти умеем… Кто же не одобрит улыбкой и похвалой первые шаги малыша, первые усилия что-то сказать, попытки самостоятельности?.. Здесь мы действуем инстинктивно и правильно.
Но дальше мы забываем, что жизнь начинается всякий миг – сначала, что каждый шаг – первый.
Дальше это уже не так очевидно…
Если мы хвалим кого-то за то, чего у него нет, это ещё не значит, что мы говорим неправду.
Есть в жизни действительное, проявленное как реальность – и есть возможное, ещё не проявленное. Скрытое изображение на отснятой плёнке…
В жизни таких плёнок – уйма неведомая.
Вступая в область невозможного, нельзя поручиться за истинность своих мнений и предположений. Но можно верить и можно веру высказывать. Мы имеем право объявлять то, чего нет, даже противоречащее действительности – существующим, если мы в это верим. Ибо наша вера, как уже испокон века проверено и известно, способна превращать любую возможность в действительность. Она, вера, для этого и предназначена.
Ну так вот – НЕ ЖАЛЕЙТЕ ЗАВАРКИ!

Если хотим научить ребёнка:

самостоятельно одеваться,
убирать игрушки,
делать зарядку,
сидеть не горбясь,
решать задачи,
стирать,
готовить,
работать,
быть смелым,
быть ответственным,
быть вежливым,
быть хорошим,
не хвастаться –

словом, тому, что  НАДО

Начинаем всегда с чего? – Ну, конечно же,

С ПОХВАЛЫ! С ПООЩРЕНИЯ!

С ПРЯНИКА!  С ОДОБРЕНИЯ! 

Если нужно, сперва показав – как, пример показав или вместе сделав – но обязательно, даже, если не получается ничего, сначала похвалим! – похвалим щедро, усердно, искренне!

Будем хвалить и дальше – за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке!
Вот он, главный рычаг воспитания – опережающее одобрение, внушение веры в себя –

ЗАДАТОК! – АВАНС! – ПОДЪЁМНЫЕ!

Ты это хочешь! Ты это сможешь!

Ты это почти можешь! Ты это можешь!

Ты делаешься сильнее, смелее, умнее.

Ты лучше, чем кажется даже тебе самому!..

Рецепт хорошего чая – не жалейте заварки!

Что делать, если Ваш ребенок, ученик проиграл партию:

Советы родителям, педагогам: 

  • принять это спокойно, с достоинством, никого не обвиняя;
  • заверить ребенка, что его не стали меньше любить, наоборот: будут ещё больше уважать за то, что он старался, боролся, не сдался;
  • ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми!;
  • отвлечь ребенка от тяжелых переживаний путем прогулки, подвижных игр, юмора, релаксации и т.п.;
  • помочь ребенку сохранить его высокую самооценку и мотивацию;
  • стимулировать его на подготовку к следующей «решающей» партии.

Добавить комментарий