Публикации

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Растём и учимся, играя!»

 “Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». (В.А. Сухомлинский)

Что наша жизнь? Игра! Игра сопровождает человека с древних времен, является главным занятием детей и основой их развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он – активное существо и ему присуща любознательность. Игра — это открытая дверь в мир ребенка. Что дает детям игра?

Игра дает свободу: ребёнок играет с удовольствием, без принуждения, сам! Уже в три года малыш пресекает попытки мамы помочь ему: «Я сам!». В игре он раскрывается, как цветок навстречу солнцу, и в это время можно вдохнуть в него добрые истины. Ребенок растет и развивается, играя.

Есть разные игры: игры для детей, для взрослых, для девочек, для мальчиков. И только одной мудрой игре все возрасты покорны. Да, это – шахматы! Шахматы — игра древняя и всегда современная. В шахматы можно играть везде, в любое время года и не надо дорогостоящих сооружений. Шахматы — это игра и искусство, творчество и рефлексия.

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным, доброжелательным. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, анализируют, делают выводы, принимают решение.

Шахматы — это средство воспитания, обучения, диагностики и коррекции личности, ее индивидуальных свойств и качеств. Шахматы являются универсальной развивающей игрой. Исследованиями установлено, что скорость интеллектуальной реакции у ребят-шахматистов выше на 40%, чем у неиграющих в шахматы.

По моим наблюдениям, если ребенок рано приобщен к прекрасному миру шахмат, он лучше успевает в школе, более самостоятелен и дисциплинирован. Жизнь показывает: наши дети-шахматисты не только хорошо учатся, но и побеждают в предметных олимпиадах, поступают в высшие учебные заведения и успешно там учатся. Опыт моей работы показывает, что дети через несколько месяцев занятий шахматами начинают логически грамотно строить свою речь и гораздо более развернуто рассуждать (и не только на шахматные темы).

Игра ребенка в шахматы может о нем поведать многое. Более того, наблюдая за партиями своих учеников, я, как педагог, могу совершить столько открытий о личностях детей, которые могут не произойти и за все время пребывания ребят в школе.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, а это обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие!

Использую шахматы, как универсальный инструмент развития личности ребёнка. И ресурсы эти неисчерпаемы, как и сама шахматная игра!

А как же заинтересовать детей заниматься шахматами?

Помню, в детстве мы с братиком периодически отмечали карандашиком на стене свой рост и были просто счастливы, когда подрастали на несколько сантиметров: «Папа, мама, я расту!».

Поэтому я стараюсь зажечь искорку интереса к шахматам у детей. «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» (Ф. Рабле). Строю свои занятия так, чтобы у каждого юного шахматиста были новые открытия, успех и радость победы!

Лучшая награда в открытиях — радость, в неудачах — опыт. И то и другое равно необходимы ребенку. Дети должны испытывать удовольствие от мыслительной деятельности, равно как физическое удовольствие от купания, например. Всегда радуюсь каждой маленькой победе своих ребятишек: «А ты растёшь, молодец!».

Стараюсь найти тропочку к сердцу ребенка через радость детей малейшему успеху, через мое личное участие и интерес к самым разным сторонам жизни ребенка, особенно когда ребенок ждет поддержки, понимания. Подобное участие приносило удивительные плоды: снималась неуверенность детей, страх ошибиться, они раскрывались.

Девиз шахматистов: «Gens una sumus» – «Мы одна семья». Действительно, я и мои воспитанники – мы вместе занимаемся любимым делом. Я учу их, они – меня. «Уча других, мы учимся сами» (Сенека). У детей можно поучиться, как минимум, трём вещам: любознательности, умению радоваться и не скучать. Использую шахматную игру, как средство для построения взаимоотношений «педагог — ученик», «субъект — субъект», когда каждый познает себя, окружающий мир, психологию партнера, учится конструктивно мыслить и предлагать решения. Я помогаю детям обрести смысл и умение выбирать знания, осваивать и применять их на практике, анализировать полученные результаты. В нашей шахматной «школе радости» мы вместе растём и учимся, играя. Играя в шахматы!

Выступление на ежегодной конференции работников образования 28-29 августа 2012 г. в городе Вятские Поляны.

 Тема: «Шахматы – инструмент повышения качества образования детей».

 Что наша жизнь? Игра! Ребенок растет и развивается, играя. Есть разные игры: игры для детей, для взрослых, для девочек, для мальчиков. И только одной игре все возрасты покорны. Да, это – шахматы! Они являются универсальной развивающей игрой. Исследованиями установлено, что скорость интеллектуальной реакции у ребят-шахматистов выше на 40%, чем у неиграющих в шахматы.

По моим наблюдениям, если ребенок рано приобщен к прекрасному миру шахмат, он лучше успевает в школе, более самостоятелен и дисциплинирован. Жизнь показывает: наши дети-шахматисты не только хорошо учатся, но и побеждают в предметных олимпиадах, поступают в высшие учебные заведения и успешно там учатся. Из своей практики могу привести пример. Все 15 моих бывших воспитанников, с кем я поддерживаю связь, успешно закончили различные ВУЗы, удачно трудоустроились и являются успешными и порядочными людьми. И всё это благодаря шахматам.

Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс – процесс действий в уме. Мои шахматисты это хорошо умеют делать. Поэтому шахматы в начальной школе являются идеальной моделью для успешного развития этих способностей. А без умения совершать действия в уме невозможно качественное образование.

Опыт моей работы показывает, что дети через несколько месяцев занятий шахматами начинают логически грамотно строить свою речь и гораздо более развернуто рассуждать (и не только на шахматные темы), а это также очень важно для качественного образования в школе.

В целях повышения качества образования мы применяем также  компьютерные технологии, которые по сравнению с традиционными методами имеют ряд преимуществ:

  • позволяют приспособить компьютер к индивидуальным особенностям ребенка (принцип адаптивности);
  • в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения (принцип управляемости);
  • ИКТ обладает способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог (принцип интерактивности и диалогового характера обучения);
  • поддержание у ребенка состояния психологического комфорта и радости при общении с компьютером и установки на успех;
  • создание информационно-аналитической базы каждого ученика и мониторинга;

«Gens una sumus». Это древнее латинское изречение гласит: «Мы одна семья», и дело у нас общее – повышение качества образования. У нас в шахматном клубе занимаются дети с 4-5 до 18 лет. Поэтому, реализуя сетевое взаимодействие, обращаюсь к руководителям и педагогам средних и начальных школ и детских садов с предложением провести шахматные игровые и видео-презентации с использованием ноутбука для детей в детских садах и школах (например, один раз в неделю), чтобы разжечь искорку интереса к шахматам у детей.

Таким образом, шахматы являются универсальным инструментом сетевого взаимодействия и повышения качества образования детей. И ресурсы эти неисчерпаемы, как и сама шахматная игра!

Работа с одаренными детьми.

Уже с трех лет ребенок начинает сознавать себя как самостоятельную личность, через игры познавая себя и окружающий мир. Задача взрослых – помочь ему в этом, раскрывая и развивая его способности, дарования. Шахматы как нельзя лучше подходят для этого, являясь универсальным инструментом развития личности детей.

Поэтому в шахматном объединении ДЮЦ «Ровесник» была набрана группа детей 5-6 лет для обучения игре в шахматы. Кроме того, шахматные занятия проводились в старшей группе ДОУ «Паровозик» и в начальных классах СОШ №2. Главная цель была: разжечь искорку интереса у детей к шахматной игре. В процессе обучения использовались игровые компьютерные программы «Динозавры учат шахматам» и «Большое шахматное путешествие». Эти программы очень помогают выявлять и развивать одаренных детей за счет использования преимуществ компьютера:

  • позволяют приспособить компьютер к индивидуальным особенностям ребенка (принцип адаптивности);
  • в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения (принцип управляемости);
  • обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог (принцип интерактивности и диалогового характера обучения);
  • поддерживают у ребенка состояние психологического комфорта и радости при общении с компьютером и установки на успех.

К тому же, обратная связь с детьми и их родителями помогают вовремя скорректировать процесс обучения и развития ребят. За прошедший год они заметно «выросли» (не только в физическом плане), стали собраннее, упорядочилось их логическое мышление, память, внимание. Конечно, не все станут гроссмейстерами и чемпионами, но гармонически развитые с помощью шахмат личности детей смогут быть социально адаптированными, умными и успешными в жизни.

ОТКРЫТЫЙ УРОК.

Тема занятия:

«Алгоритм в шахматной партии».

Цель занятия: привить юным шахматистам навыки алгоритма.

Задачи занятия:

  • Образовательная – научить выбирать лучший ход в любой позиции;
  • Развивающая – развитие дисциплины мышления;
  • Воспитательная – воспитание целеустремленности и терпения.

План занятия:

  1. Организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия, постановка цели и образователь­ных, воспитательных, развивающих задач (2 мин.).
  2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений и навыков  для под­готовки  к изучению новой темы (5…7 мин.).
  3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца того, чему необходимо научиться (25…30 мин.).
  4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, уме­ний и навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию творческого характера (30…35 мин.).
  5. Подведение итогов, индивидуальные задания на дом (5…7 мин.).

Ход занятия.

  1. Организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия, постановка цели и образователь­ных, воспитательных, развивающих задач.

Занятие рассчитано на шахматистов 1-2 разрядов (третьего года обучения). Проверяю наличие детей, сообщаю о цели занятия: привить юным шахматистам навыки алгоритма;

задачи занятия:

  • образовательнаянаучить выбирать лучший ход в любой позиции;
  • развивающаяразвитие дисциплины мышления;
  • воспитательнаявоспитание целеустремленности и терпения.
  1. Проверка имеющихся у детей знаний, умений и навыков  для под­готовки  к изучению новой темы.

        Итак, мы с вами научились всем техническим приемам в шахматах – оценке, технике расчета, тактике, стратегии, ограничению подвижности. Давайте еще раз вспомним эти элементы. (Вербальный контакт).

  1. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца того, чему необходимо научиться.

        Теперь необходимо все это применять осознанно, дисциплинированно, а не спонтанно. Как же в турнирных условиях за ограниченное время при противодействии противника выбрать лучший ход? Для этого мы вводим понятие АЛГОРИТМ – порядок выбора сильнейшего хода.

Каким должен быть алгоритм?

1). Алгоритм должен обеспечивать выбор сильнейшего хода;

2). Алгоритм должен быть эффективным по времени реализации;

3). Алгоритм должен быть экономичным;

4). Алгоритм должен быть логичным.

        Следовательно, если мы соблюдем все четыре условия, то в результате наша позиция в партии усилится. Как этого добиться?

        В любой позиции мы будем искать и находить усиливающие позицию ходы по четырем направлениям:

  • Перегруппировка фигур;
  • Изменение пешечной структуры;
  • Размен;
  • Ограничение подвижности лагеря противника.

Первыми тремя направлениями мы усиливаем свои фигуры, а последним – ослабляем противника.

Когда мы собрали информацию обо всех усиливающих ходах в данной позиции, необходимо сделать выбор: какой ход дает нам максимальное изменение общей разности активности фигур. В позициях, где есть расчет (жертвы, форсированная игра, угрозы, тактика), мы используем метод «туннеля». Затем, когда счетная игра заканчивается, мы подключаем алгоритм, по которому работаем до следующей счетной позиции. Таким образом, для поиска лучшего хода мы используем все, что есть в арсенале шахматиста, все, что мы изучили.

        Перейдем к примерам. Разберем на демонстрационной доске партии А.Рубинштейн – К.Трейбал, Ю.Балашов – А.Юсупов, А.Карпов – В.Корчной. (Вербальный контакт, обратная связь).

        Небольшая физкультпауза — 2-3 мин.

  1. Упражнения на освоение и закрепление знаний, уме­ний и навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию творческого характера.

          Теперь поработаем на компьютерах с применением программ «стратегия», «тактика» и CT-ART 3.0 по индивидуальным заданиям. Разбор, корректировка алгоритма. Основная проблема – удержать алгоритм на протяжении всей партии. Поэтому работать над алгоритмом необходимо долго и упорно. Только тогда будут успех и стабильность.

  1. Подведение итогов, индивидуальные задания на дом.

          Подводим итоги занятия, выводы, раздаю ребятам карточки-задания на дом по применению алгоритма.

 Чёрное и белое.

 Хочется поделиться своими мыслями о некоторых методах работы с детьми.

Почему «чёрное и белое»? Во-первых, название близко к шахматам, во-вторых, в жизни каждого человека есть чёрные и белые полосы.

Позитивное восприятие реальности.
Увидеть негатив в жизни – просто, вокруг его достаточно, а вот увидеть что-то хорошее, позитивное – это сложнее. Как же помочь нашим детям видеть не только плохое? Ответ на вопрос появился неожиданно.

Перед отправкой на соревнования по шахматам в другой город, я с ребятами всегда провожу беседу о правильном поведении на улице, в транспорте, о спортивном режиме во время турнира, о том, что мы представляем Вятские Поляны и Кировскую область. Какое-то время об этой беседе ребята помнят, но жизнь есть жизнь. Наставления забываются, а, значит, появляются нарушители. И вот, на одном из выездных соревнований я решил, что всем, нарушившим дисциплину на вечернем собрании надо рассказать о том, что в этот день было необычное, позитивное, хорошее…

Когда ребёнок получал такое задание, то сначала с его стороны не было сопротивления, некоторые ребята смеялись, шутили, говорили, что это несложно. Но когда надо было рассказать о том, что тебя удивило, поразило в течение дня, оказалось, выполнить мог не каждый. Сложность заключалась в том, что надо было это позитивное увидеть, а потом ещё всем рассказать. И самое интересное, что в следующий раз нарушивший дисциплину согласен был на другое наказание, только бы не выполнять данное задание. Многим ребятам это задание помогло раскрыть видение необычного.

И вот, чтобы помочь моим ребятам развить нестандартное, позитивное видение, самостоятельность в мышлении я решил давать такое задание каждому ребёнку. Так появился в моей работе с детьми один из методов преподавания.

Во время учебного процесса этот метод я применяю редко, не хватает времени, а вот в период проведения шахматных соревнований времени достаточно. На наших вечерних собраниях, когда мы собираемся вместе, чтобы обсудить прошедший день, я прошу ребят рассказать, что они для себя увидели или узнали интересное, необычное в этот день. Я видел, как было сложно ребятам об этом говорить, ведь проще сказать о плохом. Но я уверен, что такие беседы проводить надо, нашим детям очень не хватает этого видения прекрасного в обычном, как они считают, сером дне.

«МОЁ КРЕДО».

Пусть жизнь — прибой и в шахматы игра,

То вскрытый шах, то вилка, то атака,

То равновесья мудрости полна

В смирении прибрежная волна,

Скользит назад, недавний забияка.

Мне удивляться,

воздухом дыша,

Входя в вечерний сумрак.

На пороге

Дня каждого стоять и обмирать,

И вместе с ночью умирать опять

И всякий раз

Спешить рождаться внове.

Я вас приму:

и буйство, и покой,

И беспокойство

будничных сражений.

Бегут часы, слагаясь чередой

В дела, отмеченные простотой,

Создал которые

Природы Гений…

А я стою за шахматной доской,

Где простота и сложность —

Воедины.

П.А. Назаров – педагог ДО

Добавить комментарий